Работа с базой клиентов

Работа с базой клиентов, наработка контактов и построение рабочего процесса являются главными атрибутами в карьере менеджера по продажам.

Настало время поговорить о статистической составляющей работы менеджера. Любой управленец, будь он владельцем компании или продавцом компьютерного оборудования, должен вести учет своей деятельности, недочетов, успехов и результатов. Причем вести грамотно и не путаться в анналах своего творчества.

Работа с базой клиентов

Сразу оговорюсь: недочеты или неудачи в работе – это тоже результат. Не стоит обреченно опускать руки, думая, что больше ничего не получится и заветная мечта стать успешным менеджером удаляется на огромное расстояние от вас. Напротив, только благодаря решимости, выдержке и стремлению можно добиться положительных результатов. Данная профессия не терпит и не признает слабаков! Запомните эту мантру и повторяйте всякий раз, как только начнете падать духом.

Построение рабочего процесса

Работа должна приносить радость. Важно, чтобы вам нравилось ей заниматься. Вы творец, который создает новое произведение искусства под названием сделка. Не поленитесь оформить все должным образом. Если не контролировать свою статистику, ее и не будет. Что-то забывается, где то не успели записать и пошло-поехало. В нужный момент вы просто не сможете вспомнить важную деталь разговора и потеряете расположение клиента.

Испокон веков основные знания человек получал благодаря информации. Это источник и двигатель прогресса. Чем логичнее и структурированнее будет заложена информация, тем легче и удобнее будет ей потом пользоваться.

Программы для работы с клиентской базой.

Ведение дел может быть различным. Кто то ищет специализированные приложения и подстраивает рабочий процесс под алгоритмы определенной программы, кто то вооружившись ручкой и блокнотом ведет записи в режиме «я все контролирую сам», другие ведут реестр в Excel и т.д. Я сам начинал с ручки и блокнота, боясь, что глупый компьютер в какой-то момент глюканет и вся моя информация потеряется. Но! В итоге остановил свой выбор именно на Excel и сейчас расскажу почему. 

Во-первых, это удобно. Представьте, что заказчиков (неважно работаете вы с ними или только дозваниваетесь) накопилось с полсотни, каким образом они распределятся в блокноте? Каждому отвести по странице – безумие, придется покупать огромные талмуды или сшивать мелкие. В итоге получится энциклопедия с кучей ошибок, переносов, потерянных контактов и прочего головняка, от которого ваши нервы точно не придут в восторг. 

Другое дело таблицы. Все структурировано, каждому заказчику отводится своя ячейка с адресом, номером телефона, почтой, днем рождения и чем только необходимо. При этом не нужно быть гуру Майкрософт офиса, чтобы создать простейший реестр.

Во-вторых – практично. Создавайте новых клиентов, включайте их в таблицу, ставьте фильтры, чтобы в нужный момент отсортировать нужных и найти заветное мыло для отправки коммерческого предложения.

В третьих – надежно и быстро. Блокнот может потеряться, порваться, испачкаться, идеальной навигации по страницам не придумать. Каждый раз сидеть и судорожно искать нужный контакт быстро надоест. В Excel эти проблемы решаются сортировкой и фильтрацией. К тому же, можно записать (напечатать) текст разговора с заказчиком, чтобы впоследствии можно было вспомнить основные детали. Надежностью является возможность делать копии рабочего файла, держать его в облачном хранилище, отправлять себе на мыло. Вариантов много.

Это основные критерии, по которым я выбрал для себя Excel. Пользуюсь им и по сей день.

Помимо Microsoft Excel неплохо себя зарекомендовали CRM-системы. Такие как: Мегаплан, Консильери, Простой Бизнес и другие.

Отличие данных систем от Экселя состоит в возможности создания командной работы, установки дедлайнов, оповещений. Например, когда необходима работа трех исполнителей из разных отделов. После выполнения своей части работы, вы ставите галочку об успешном завершении и задача передается следующему сотруднику, вписанному в процесс. Удобно, красиво, не совсем надежно. Рухнула связь, проблемы с облачным хранилищем или на хост-сервере  и снова пошло-поехало.

Сегодня интернет предлагает десятки различных приложений, как онлайн так и с установкой на ПК, позволяющие красиво, быстро и качественно все оформить. Не буду спорить, каждый выберет для себя, что ему больше по душе.

Старайтесь не переусердствовать с данными. Иначе просто перегрузите себя информацией, которая не имеет прямого отношения к клиенту и работе вообще.

И возьмите за правило. Поговорили с клиентом – тут же записали краткий диалог в таблицу. Даже если он сказал: “у меня все хорошо, катитесь дальше”, напишите об этом. Спустя полгода вы понятия не будете иметь “кто это” и “о чем мы разговаривали”. Поначалу будет надоедать, но вскоре доведется до автоматизма и станет большим плюсом в дальнейшем построении рабочего процесса.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о